История Росатома: Г.П. Чебыкин

Среда, 22 июня 2022

ЧЕБЫКИН ГЕННАДИЙ ПЕТРОВИЧ

Главный специалист Бюро климатических испытаний СНИИП. Ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Сохранить атмосферу дружбы и взаимовыручки

Я пришел в СНИИП после окончания Московского инженерного физического института в 1976 году на должность инженера. К слову, дипломную работу я готовил на материалах, полученных благодаря преддипломной практике, которую я также проходил в СНИИП. Коллектив был замечательный, очень дружный и сплоченный. Всегда помогали друг другу по работе, все дни рождения и другие праздники отмечали в полном составе. Руководителем был Климов Аркадий Николаевич, кандидат наук (позже защитил докторскую диссертацию). Я вышел на работу в мае, и уже летом поехал в командировку с опытным образцом системы радиационной разведки местности, которая могла передавать полученные с датчиков данные по проводными и радиоканалам связи.

Командировка была во Владивосток, на остров «Русский», который тогда был закрыт, и, конечно, еще не было никакого моста. Так что пришлось добираться туда по морю на катере. Это была интересная и полезная поездка, как в профессиональном, так и в познавательном плане, оставившая у меня много хороших воспоминаний. Я длительное время занимался именно системами радиационной разведки местности. Забегая вперед, скажу, что во время ликвидации аварии на Чернобыльской атомной станции для определения потенциально опасных участков мы устанавливали аналогичную систему радиационной разведки местности (СРРМ), доработанную в кратчайшие сроки для решения поставленных перед нами задач, в том числе таких, как мониторинг радиационной обстановки непосредственно на самой атомной станции, так и внутри 30-ти километровой зоны вокруг АЭС. Работой над подобными системами радиационной разведки местности я занимался вплоть до 1995 года. СНИИП - это научно-исследовательский институт приборостроения, здесь разрабатывались опытные образцы, которые проходили государственную экспертизу, после чего они передавались на заводы для серийного производство. У СНИИП тогда было пять подобных заводов.

В Чернобыле я был две недели, занимался установкой и настройкой пультовой аппаратуры системы СРРМ. Блоки детектирования в большей части были уже установлены на местности. Данная система радиационной разведки местности была изготовлена и доработана на заводе в г. Желтые Воды по документации, разработанной СНИИП, где она серийно выпускалась. После аварии на Чернобыльской атомной станции пришлось изменить параметры этой системы, так как она изначально создавалась для других целей, датчики были рассчитаны на диапазон от 0, 5 до 10 тысяч рентген. А в реальной обстановке, если не считать сам энергоблок, где могли остаться фрагменты топлива, требовалось снимать показатели немногим превышающие естественный радиационный фон, поэтому систему требовалось сделать более чувствительной. В итоге существующая серийная система радиационной разведки местности была переделана и адаптирована под работу в 30-ти километровой зоне вокруг Чернобыльской атомной станции. Работа сотрудников СНИИП позволила обеспечить радиационный контроль на Чернобыльской атомной станции и в 30-ти километровой зоне отчуждения.

Девяностые годы были сложными для предприятий атомной промышленности, заказов практически не было, не было и зарплаты. Чтобы обеспечить семью, я был вынужден перейти на другую работу. Но в 2009 году я вновь вернулся на работу в СНИИП.  Я пришел в отдел испытаний, где работаю по сей день. Мы занимаемся испытаниями продукции, производимой нашим предприятием. Это большая линейка блоков детектирования, приборов, систем и комплексов, предназначенных для атомных станций и других объектов атомной отрасли.  К нам также обращаются и сторонние организации, продукция которых требует проверки в рамках области наших компетенций. К слову, наш отдел испытаний аккредитован не только в Росатоме, но и в Росакредитации. У нас 18 единиц испытательного оборудования, климатические камеры, вибростенды, ударные установки, установки для испытания на герметичность, установки для испытания на повышенное давление. За время моей работы здесь, мы постарались расширить нашу производственную базу, провести модернизацию существующего оборудования, закупить новое оборудование. В результате мы расширили области наших компетенций касательно как номенклатуры изделий, которые мы можем испытывать, так и их параметров.

Как я отношусь к молодым сотрудникам, пришедшим в СНИИП? Стараюсь поступать также, как поступали со мной – максимально передавать свой опыт. Важно сохранить атмосферу дружбы и взаимовыручки. Конечно, сейчас другое время и есть отличия от 70-х годов. Я давно на пенсии, с 2004 года, но бросать работу пока не собираюсь. Есть дети, и хоть они и взрослые, все равно хочется помочь им создать более комфортные условия жизни, да и себе позволить иметь большие возможности. Да и скучно как-то без работы. А, главное, надеюсь, я приношу пользу своим трудом для страны.